Четверг, 25.04.2024, 08:22





















Як-16 - цельнометаллический десятимесный пассажирский самолет для линий малой протяженности. Внешне схож с Ли-2, но был меньших размеров и имел более простую конструкцию. Предназначался для использования как пассажирского, транспортного или десантного. Военный вариант имел турельную стрелковую установку. Успешно прошел испытания, но решения о серийной постройке так и не последовало. подробнее чертеж video

3 самолета и 1 натурный макет Як-16 произведенных на заводе №464 в Москве в Долгопрудном в 1946-1948 годах

??? СССР-Л464 Як-16 Эксплуатантом являлось МАП, завод №464, КБ Яковлева. Натурный макет. Произведен в 1946-1947 годах. В конце января 1947 года утвержден протоколом макетной комиссии.

??? Як-16 Эксплуатантом являлось МАП, завод №464, КБ Яковлева. Произведен в 1947 году. Экземпляр для статических испытаний.

46401 "464" Як-16-1 Пассажирский вариант. Эксплуатантом являлось МАП, завод №464, КБ Яковлева. foto foto Произведен в 1947 году. Изначально был окрашен в цветовую схему ВВС СССР. С осени 1947 года проходил заводские летные испытания (ведущими по машине были инженер О. А. Сидоров и летчик Ф. Л. Абрамов, второй пилот Р. Ф. Фарих, механик П. С. Семин.). foto 13 сентября 1947 года совершил первые рулежки. Первый полет совершил 24 сентября 1947 года (летчик Ф. Л. Абрамов). За 9 дней во время испытаний совершил 32 полета, общей продолжительностью свыше 18 часов. В начале 1948 года завершены государственные испытания в НИИ ГВФ. В апреле 1948 года зарегистрирован как СССР-И985. foto foto Эксплуатантом являлся МАП, завод №464. С 24 апреля по 9 мая 1948 года экспонировался на выставке в Польше, аэродром Лавица (летчик Ф. Л. Абрамов). С 9 по 18 июня 1948 года экспонировался на выставке в Финляндии в Хельсинки, а/п Малми, вместе с Ил-12. foto В августе 1948 года учатсовал в авиапараде в Тушино (летчик Ф. Л. Абрамов). В 1948 году экспонировался на выставке в Чехословакии в Праге в а/п Ruziny, вместе с По-2, Як-18 и Ил-12. foto В 1949 году экспонировался на выставке в Венгрии. В 1950-1951 годах наблюдался на аэродромах Румынии и Чехословакии. Позже перерегистрирован как СССР-И1074 и передан заводу №115. В дальнейшем списан.

46402 "2 желтый" Як-16-2 Армейский вариант. Эксплуатантом являлось МАП, завод №464, КБ Яковлева. foto foto Произведен весной 1948 года. На фюзеляже имел вращающуюся экранированную турель УТК-1 с пулеметом УБТ калибра 12,7 мм. Проходил заводские испытания с 31 марта 1948 года. foto За 4 недели испытаний произвел 17 полетов общей продолжительностью около 9,5 часов. С лета 1948 года проходил государственные испытания. Участвовал в воздушном параде 1948 года в Тушино. После результатов государственных испытаний прошел модернизацию и был передан на повторные государственные испытания. Долгое время находился на приколе на территории завода №464 за корпусом №6. Позже был разграблен и спустя некоторое время утилизирован, сдан на лом.

1 самолет Як-16, который никогда не существовал

СССР-И975 Як-16 Замечен на фотографии в книге В.Б. Шаврова "История конструкций самолетов в СССР 1938-1950". foto На фото представлен без вращающей турели, что доказывает, что это не мог быть Як-16-2. Ранее некоторыми исследователями авиации предполагалось, что им мог являться статический планер либо натурный макет, с нанесенной регистрацией. Также выдвигалось предположение, что это мог быть переоборудованный Як-16-2. В действительности оказалось, что фотография и регистрация просто сфабрикована (бортовой номер СССР-И975 получен неудачной ретушью из фотографии с самолетом Як-16-1 СССР-И985, на которой средняя цифра закрыта стоящим человеком foto). Тем не менее, администрация "сайта Авиационной истории" решило оставить старые ошибочные предположения насчет самолета с данной регистрацией. В реальности самолет с регистрационным номером СССР-И975 был По-2Л (з/н 16803078) с двигателем М-11К, эксплуатировавшийся в МОП на заводе №301 (ныне НПО имени С. А. Лавочкина) в подмосковных Химках. Самолет По-2Л с таким номером был зарегистрирован в апреле 1948 года. Находился в эксплуатации вплоть до второй половины 50х годов. С 20 февраля 1956 года эксплуатировался уже в МАП.
 
По данным автора John Stroud в книге "Soviet Transport Aircraft since 1945" Funk&Wagnalls, New-York 1968 упоминается, что Як-16 эксплуатировался в ГУ ГВФ с регистрационным номером СССР-Л4590, что маловероятно:
во-первых, не было смысла в эксплуатации опытного самолета в ГВФ, при наличии огромного парка Ли-2 и поступающих Ан-2;
во-вторых, отсутствует документальное подтверждение передачи самолета Як-16 из МАП в ГВФ и соответствующей перерегистрации;
в третьих, ветераны ОКБ им Яковлева не припоминают факта об эксплуатации Як-16 в ГВФ.


Источники
1. справочник Soviet Transports
2. сайт авиационная энциклопедия «Уголок Неба» Як-16
3. Архив "Авико Пресс"
4. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
5. Крылья Родины. Юрий Засыпкин, Николай Якубович. "Дугласенок-2". О самолетах Як-16
6. Крылья Родины. В.Кондратьев, А.Пономарёв. Як-16
7. Государственный реестр ВС СССР 1950-1955
8. Архив М. В. Орлова
9. John Stroud "Soviet Transport Aircraft since 1945" Funk&Wagnalls, New-York 1968
10. Letectvi + Kosmonautika 12/87


Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика