Пятница, 19.04.2024, 21:43




















Горькая судьба «Ильюши»

Автор © Е. Севастьянов



В середине семидесятых годов директор Государственного историко-культурного заповедника в г. Переяслав-Хмельницкий М. И. Сикорский принял необычное решение о создании на территории заповедника Музея натуральных образцов авиационной и космической техники: самолетов, авиадвигателей, ракет-носителей и т.д.

Первым откликнулось Управление гражданской авиации. Как выяснилось, в аэропорту Пулково с 1976 года на одной из дальних стоянок находился брошенный, но полностью исправный пассажирский авиалайнер Ил-18 с бортовым номером: СССР-75525.

Около двух лет велась обычная бюрократическая волокита, и наконец летом 1979 года была дана команда приготовить самолет к последнему рейсу.

В сентябре экипаж поднял Ил-18 в воздух и через три часа посадил машину прямо на колхозном поле на окраине Переяслав-Хмельницкого. Вскоре подоспели два мощных «Кировца» и затянули «Ил» на заранее приготовленную площадку. При этом не обошлось без казуса: при буксировке самолет килем порвал электрические провода, из-за чего потом половина жителей города больше недели сидела без света. На этом эпопея по созданию Музея авиации и космонавтики закончилась.

Ил-18 оказался первой и последней его «ласточкой». Руководство заповедника столкнулось с целым рядом неразрешимых проблем и главной финансовой. Министерство финансов Украины подсчитало, во что обойдется создание и содержание данного музея, и отказало М. И. Сикорскому в материальной помощи. Москва тоже не поддержала.

Шли годы, и о самолете Ил-18 просто-напросто забыли. Зато его салон облюбовала местная шпана, проститутки и пьяницы, устроив внутри нечто вроде шинка и дома свиданий. А попутно, куражась они громили машину. В первую очередь были разграблены пилотская кабина и пассажирский салон. Уничтожены все кресла и приборы управления. Затем добрались и до двигателей, электрооборудования, проводки.

К счастью, избиение машины продолжалось недолго. М. И. Сикорский все-таки нашел ей применение. В 1988 году на скудные средства был проведен косметический ремонт и внутри салона открыли местную картинную галерею и выставку скульптуры народных художников.

А вот самолету Ан-2 не повезло. Он был списан в 1982 году. Через пару лет его переправили все в тот же Государственный историко-культурный заповедник г. Переялав-Хмельницкого Киевской области, но уже на площадку техники Музея хлеба.

Сразу же по прибытии «Аннушка» была брошена на произвол судьбы. Теперь на неё больно смотреть. Это уже не самолет, а ржавая груда металлолома. Денег у заповедника нет. Охрана отсутствует.

Итог плачевен: самолеты, пребывающие в относительно хорошем состоянии, на ходу, вскоре превращаются в хлам. Так стоит ли даже списанную технику, много лет отработавшую в небе, отдавать в музеи, которые не могут обеспечить их сохранность?

Е. СЕВАСТЬЯНОВ
г. Киев


Источники:
1. Е. Севастьянов - Горькая судьба «Ильюши, журнал "Гражданская авиация", №11 за 1992 год

С оригиналом статьи можно ознакомиться здесь

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика