Понедельник, 29.04.2024, 19:08




















Как стал Ил-18 "Ильей Муромцем"

Автор © Ш. Зайнутдинов


До недавнего времени этот самолет стоял в Магаданском аэропорту. Некогда могучий лайнер Ил-18, долгое время летавший в северном небе, отслужил свой век, и теперь его собирались списывать. И вдруг из далекого южного города на берега студеного Охотского моря пришла телеграмма: "Ташкентская городская контора кинопроката просит вас передать нам самолет Ил-18 с бортовым номером 75424 для организации детского кинотеатра..."

Вскоре были оформлены соответствующие документы и "дедушка" Ил-18 совершил бросок с берегов бухты Нагаева в столицу Узбекистана. Экипаж подписал документы о завершении последнего рейса состарившегося лайнера и подкатил его к ангару Ташкентского авиаремонтного завода №243 имени 50-летия Узбекской ССР.

Коллектив этого предприятия в свое время занимался обновлением турбовинтовых Ил-18. Сейчас он ремонтирует реактивные Ил-62, но остались еще старые мастера.

Операцию по разборке, перевозке и сборке самолета на территории местного парка культуры и отдыха имени Ленинского комсомола возглавил заместитель главного инженера завода В. Шишмарев. Пришлось засесть за чертежи, консультироваться со многими специалистами, изготовить специальные тележки для перевозки по частям многотонной крылатой машины.

Специалисты местных предприятий выделили тележки. Потом договорились со службой управления воздушным движением Ташкентского аэропорта - в короткий момент, когда была наименьшая интенсивность полетов пассажирских лайнеров, в полночь, фюзеляж погрузили на тележки. Буксировку поручили опытному водителю заводского "КрАЗа" Михаилу Князеву. Караван со скоростью 4-5 километров в час благополучно миновал ворота аэровокзала и вышел на финишную прямую.

Когда Ил-18 встал на "ноги", началась отделка салонов, установка кресел, кинопроектора и другого оборудования кинотеатра. Два трапа выделил коллектив Ташкентского авиапредприятия. Для обслуживающегося персонала дали аэрофлотовскую форму. Основной салон-кинозал рассчитан на пятьдесят зрителей. Первый отсек и пилотская кабина остались неизменными. Здесь ребята перед началом сеанса на время могут стать не только авиапассажирами, но и почувствовать себя пилотами и штурманами. Детская фантазия неисчерпаема - можно "подниматься в воздух" и "приземляться", держа в руках настоящий штурвал всамделишного самолета.

И вот настал торжественный день открытия детского кинотеатра. Главный инженер авиаремонтного завода Анатолий Александрович Миндаль вручил ребятам символический ключ. Напутствовал детвору сменный заместитель начальника местного аэропорта, заслуженный пилот СССР, Герой Социалистического Труда Владимир Алексеевич Дронов, который 21 год провел - за штурвалом Ил-18.

Перерезана алая лента, и дети тех, кто монтировал кинотеатр в сопровождении бортпроводницы Ташкентского авиапредприятия Ирины Шагеевой поднялись по трапу в салон-кинозал. На борту ветерана - самолета ребята отправились в увлекательное путешествие вместе с героями мультфильма "Тайна третьей планеты".

А когда сеанс закончился, я спросил маленьких зрителей:

- Как вы предлагаете назвать ваш кинотеатр?

Мальчишки и девчонки хором ответили:

- "Илья Муромец"!

Да и по всем статьям это подходящие название!

В заключение сообщим: коллектив авиаремонтного завода №243 решил продолжить шефство над "Ильей Муромцем", организовать в первом отсеке музей юных авиаторов, доукомплектовать всеми недостающими приборами и оборудованием пилотскую кабину. Здесь будут проводиться встречи со знатными людьми Аэрофлота.

Итак в Ташкентском парке "приземлился" небесный труженик, чтобы и на вечной стоянке продолжать свою вахту.

Ш. ЗАЙНУТДИНОВ,
наш соб. корр.
Ташкент.
Фото Л. ГУСЕИНОВА.


Источники:
1. Ш. Зайнутдинов - Как стал Ил-18 "Ильей Муромцем", газета "Воздушный транспорт" 2 июля 1983 года.

Скан из газеты Воздушный Транспорт за 2 июля 1983 года скачать

Меню
Форма входа
Поиск
Мы в Контакте
Друзья сайта
Уголок небаАвиамузей
SkyFlex Interactive - Русский авиамодельный сайтИздательство «Полигон-пресс»т
Наш баннер
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:

Сайт Авиационной Истории

Помощь проекту
Если Вам нравится наш проект и Вы готовы оказать нам материальную помощь, то Вы можете перечислить абсолютно любую сумму на наши кошельки:

Номера счетов
Статистика
Яндекс.Метрика